— Всё. Я ему дала двадцать четыре часа на то, чтобы вещи собрать. Больше не хочу ни минуты на Сашу тратить!
Сердце Аллы сжалось:
— А как же, ты говорила, он перспективный…
— Каждый может ошибаться. Я ошиблась. Сашка ни о чем совершенно! Никакого толку с него нет, и уже не будет.
— Ну что ты! Ему всего двадцать восемь лет…
— А мне уже тридцать три. Мне надо жизнь устраивать. А этого я нахлебалась, спасибо, достаточно!..
***
Марина с Аллой познакомились в школе. Привели детей в первый класс – одна мальчика, а другая девочку. Так и познакомились.
— Дима, не крути головой! – прошипела Марина, видя, как сын ищет взглядом симпатичную брюнеточку с косичками. – Извините.
Дима так крутился, что задел стоящую рядом молодую женщину. Судя по всему, маму той самой темноволосой девчушки. Перед ней и извинилась Марина.
— Да всё в порядке. Они же дети! – обезоруживающе улыбнулась Алла.
Тут же они и познакомились. Познакомились и их обрадованные дети – дочку Аллы звали Ксения. Домой после линейки они пошли вместе – оказалось, что живут женщины в одном районе. В разных дворах, но совсем рядом.
— Ты как смотришь на то, чтобы вечером отметить первое сентября? – спросила Марина у новой знакомой. – Мы с Сашей вечером собрались посидеть.
— А Саша – это муж твой?
— Не совсем. – хохотнула Марина. – Почти…
У Аллы мужа не было. Он оказался любителем выпить, и она не выдержала – выгнала его. Причем, поначалу никто ничего не заподозрил, но когда родилась Ксюша… Павел вдруг на радостях свалился в какой-то безудержный запой, откуда сам никак не мог вылезти. Спасла Алла. Вытащила, подключив мамины связи по медицинской линии.
Доктор, который приехал ставить капельницу Павлу, прокурил Алле всю кухню. Сигарету перед манипуляцией, сигарету, пока ждал, когда муж Аллы уснет, и три после.
— Бросала бы ты его, девка. Всё. Пропащий он.
— Как?! Почему?
— А всё! Если человек сам не может противостоять Зеленому змию, толку от него не будет. Только время и нервы потратишь.
Алла верить не хотела. Тем более, Паша так клялся и божился, что больше ни-ни. Что ради них с Ксюшей готов буквально на всё. Она так хотела верить!
Хватило Аллу еще на три года. А потом она с треском выперла Павлика. За эти три года она и так немало прошла с ним. Ей хватало и того, что она теперь переживала за Ксюшу. Плохие гены, как-никак…
Сама Алла выпивала вполне в меру, никаких проблем у неё с этим не было. Она согласилась отпраздновать первое сентября с Мариной и её почти мужем Сашей.
— Ну ты с Ксюхой приходи. Они с Димкой поиграют, а мы посидим.
Алла хотела оставить Ксюшу маме. Она понимала, что Марина думает о себе – судя по всему, у неё не было никого, с кем можно было оставить сына. А так пришла в гости девочка, и Дима при деле. Выслушав лекцию от авторитарной матери, Алла всё-таки увела дочку с собой в гости.
— Недолго! – напутствовала её Ольга Георгиевна. – Работу и школу завтра никто не отменял!
Когда Алла только увидела Маринкиного Сашу, он ей категорически не понравился. Молодой, а лысеет уже. Глаза какие-то тусклые, без огонька. При этом очевидно, что моложе Марины. Сам зажатый какой-то… скованный. Словно его поймали за чем-то нехорошим.
— Сколько ему лет? – негромко спросила Алла.
— Двадцать пять.
— А тебе?
— Тридцать.
— Как мне… а чем Саша занимается?
— Бизнесом. – обтекаемо сказала Марина, но всё-таки уточнила. – То одним, то другим.
— То есть, ещё и не зарабатывает толком? – хмыкнула Алла.
Новоиспеченная подруга в ней сочувствовала Марине, но разведенная женщина выдохнула с облегчением: никакое не сокровище сожитель Марины. Что он есть, что его не было бы. А значит, она, Алла, не хуже. Не было ничего страшнее быть хуже других. Это ей вдалбливалось с детства. А уж тем более, когда Алла повторила судьбу матери и развелась с мужем.
— Ну… он перспективный. – стояла на своем Марина.
А потом Саша выпил. При чем, немного. Даже близко не так, как пил Павел, муж Аллы. Саша выпил пару бокалов вина и повеселел. Его зажатость и скованность как рукой сняло. Саша не был пьян, он не был даже выпившим, но стал вдруг веселым и компанейским. Быстро покормил детей и разложил им настольную игру. Ухаживал за столом за Мариной и Аллой. Рассказывал анекдоты и смешные истории – Саша приехал из Комсомольска-на Амуре, и байки его не все были приличными, но все были смешными.
После Саша взял гитару и очень красиво запел. Вот тогда и почувствовала Алла то, что чувствовать ни к кому, уж тем более к Саше, не хотела. Не собиралась. Ёкнуло сердечко. Веселый, общительный, обаятельный. Поёт еще. Да как романтично! Алла ни словом, ни взглядом себя не выдала. Но она влюбилась. Видит Бог, влюбилась! Впервые за четыре года.
Алла молчала о своих чувствах и дальше – а как иначе? Муж подруги. Ну, или почти муж. С Мариной они стали добрыми подругами. Вместе приводили детей в школу, вместе забирали. Если кто-то из них двоих был занят – забирала вторая. Страховали друг друга. Дима с Ксюшей в такие дни были просто счастливы.
Кстати, мама Аллы, Ольга, увидев Сашу (они с Мариной приходили в гости) сказала о нём теми же словами, что когда-то Марина:
— Перспективный парень!
Алла была так влюблена в Сашу, тайно и безнадёжно, что спорить не стала. Она-то как раз не видела в Саше никакой перспективы. Но раз Марина и мама так считают…
Марине тем временем начала надоедать Сашина перспективная бесперспективность. За что бы он ни брался, всюду прогорал. Первые годы Марина надеялась. Потом устала, но поддерживала своего любимого по привычке. Собственно, это была история, похожая на Аллину. Только у Аллы муж был не горе-предприниматель, а алкоголик. Но, по сути, то же самое. Марина с Аллой дружили уже три года, и вот однажды Марина заявила:
— Всё. Я Сашке дала двадцать четыре часа на то, чтобы вещи собрать. Больше не хочу ни минуты на него тратить!
Сердце Аллы сжалось:
— А как же, ты говорила, он перспективный…
— Каждый может ошибаться. Я ошиблась. Сашка ни о чем совершенно! Никакого толку с него нет, и уже не будет.
— Ну что ты! Ему всего двадцать восемь лет…
— А мне уже тридцать три. Мне надо жизнь устраивать. А этого я нахлебалась, спасибо, достаточно!
Алле думалось, что Марина зря валит всё на Сашу. Наверняка, и даже точно, многое зависит от женщины. Вот была бы Марина женщиной-плечом, и смогла бы правильно поддержать Сашу. И направить его. Глядишь, и всё бы по-другому вышло у него. Что-то бы да получилось. Где-то бы да зацепился. Вот она, Алла, точно бы смогла стать поддержкой Саше…
А он взял, и пришёл к ней. Примерно после того, как двадцать четыре часа, отпущенные ему Мариной, закончились. Пришел с небольшой спортивной сумкой.
— Привет, Алл. Слушай… неудобно спрашивать, но можно у вас пожить? Я заплачу.
Саша пришел не просто так. Он знал, что у Аллы с мамой большая четырехкомнатная квартиры, доставшаяся от деда, отца Ольги. Георгий Аркадьевич был профессором, хирургом. Его давно уже не было, а хорошая жилплощадь осталась.
Алла не знала, что ответить Саше. Конечно, чувства… да и куда он пойдет. Но всё ж таки это бывший её подруги. Близкой подруги. И бывший-то прям свеженький, прямо с пылу с жару. Только что выставленный за дверь. Алла открыла рот, чтобы что-нибудь сказать, – она даже не решила пока, что именно, — но тут вышла мама.
— Сашенька, проходи, конечно! – сказала Ольга. – Голодный, наверное?
Сашенька прошёл. Мама Аллы выделила ему комнату. Где ванная, Саша знал. Где кухня – тоже.
— Мама, что ты делаешь?! Мне надо поговорить с Маринкой, хотя бы!
— А что я делаю? Я даю кров и кусок хлеба нуждающемуся.
— А…
— А Марина сама его выставила! Ну вот пусть и пеняет на себя. – объявила Ольга Георгиевна.
Она была страшно довольна. Как будто Алла выиграла невесть какой приз. А у самой Аллы появились сомнения. Раньше она думала, что Марина сама не права, а вот Алла – герой. Могла бы стать героем. Но теперь сомневалась.
А Саша расположился с вещами в комнате, поел, развлек Ольгу историями, а ночью прокрался к Алле в комнату.
— Ты что, спятил?! – зашипела она на него.
— Брось… я знаю, что давно тебе нравлюсь!
— Что?
— Ну я же не дурак, в самом-то деле! Ну что ты, ломаться, что ли будешь?
— Я заору! – прошипела Алла. – Убирайся.
— Ал… ты чего?
Снова он был зажатым скромным Сашей.
— Ничего. Я должна поговорить с Мариной. Иначе это будет за гранью. Я так не могу…
Саша ушёл. Алла на следующий день встретилась с Мариной после школы. Детей они отпустили бегать и лазить на площадке, и она не стала тянуть:
— Ты серьезно Сашу выгнала? Или это воспитательная мера? Скажи только честно!
— Шутишь? Кого там воспитывать! Он бесполезный! Конченый!
Вот как жизнь затейливо всё меняет, и вокруг людей, и в их головах. Три года назад – перспективный. А теперь – конченый.
— Он тебе не нужен? На полном серьезе?
— А почему ты спрашиваешь? – насторожилась Марина.
— Ну… может он нужен мне?
— Что?! – опешила подруга.
— То! Саше некуда было идти. Он пришел к нам. Мама его приютила. Ну вот…
— Он пришел к тебе?!
— К нам. Марин… ну а куда ему?!
— Прости, но у него есть друзья!
— Слушай! Я его не звала. – Алле не понравился тон Марины.
— Не звала? А чего же ты тогда пришла и спрашиваешь у меня буквально разрешения, сойтись с ним? А?
— Знаешь что, Марина? Иди ты в баню!
Алла развернулась и ушла. Всё было ясно. Разрешение ей было больше не нужно. Марина не подруга ей больше, она это только что показала. Или… это Алла показала Марине, что она плохая подруга?
С Сашей они переспали. И всё оказалось ещё лучше, чем в самых сладких грезах. Алла, конечно, предполагала, что будет что-то в этом духе – не зря же она три года думала о нём. Но действительность превзошла ожидания, и это было здорово.
В быту Саша тоже был максимально комфортным – помимо чистоплотности, он удивил Аллу ещё и стремлением помочь по дому. Да и на мужскую работу у него были руки нормально заточены – он мог починить любую поломку и сделать более серьезные вещи. Ольга в отношения Аллы и Саши не влезала. Казалось, она была просто рада тому, что Саша появился в их доме. Возглавил их бабье царство. Ольга, Алла и Ксюша. И Саша – зять, отчим и… просто любимый человек.
С Мариной у Аллы так и разладилось. Ксюша в школе и на улице дружила с Димкой, но дома часто звучали вопросы:
— Когда пойдём в гости к Цветковым?
Или:
— Когда Марина с Димой к нам придут?
Или:
— Может, Цветковых в кино пригласим?
— Нет, мы пойдём втроем. – говорила Алла. – Ты, я и Саша.
— Да почему-у?
Потом Саша заскучал дома и сказал, что собирается заняться бизнесом.
— Каким? – насторожилась Алла.
— Квест с Эдиком откроем! Он помещение нашел. Сценарий тоже уже есть…
— Есть? Покажи! – потребовала Алла.
Она вдруг вспомнила все муки Марины с бизнесменом Сашей.
— Ну… есть сценарий. Вот тут. – Саша постучал пальцем себе по лбу. – Художника найти – пара пустяков. Людям платить чисто процент – так что до первых квестов никаких трат.
— Никаких трат? Ну-ка, расскажи мне всё подробно!
— Ал… ты чего?
— Рассказывай! – жестко потребовала Алла.
Она ещё помнила обещания бывшего. Что вот сейчас он ка-а-а-к бросит пить, и как они заживут! Тут немного другое, но… никаких потерь Алла не хотела. И самое главное – она не хотела терять Сашу. Нельзя давать ему шанс вляпаться в очередную убыточную авантюру. Он не один. Они – вместе.
— Послушай меня… — мягко начала Алла. – Я не хочу давить. Почему, по-твоему, я работаю медсестрой? Хоть мама и страдает до сих пор, что я не выучилась на врача…
— Почему? – как завороженный спросил Саша.
— Это — моё. Я это умею. У меня получается. Мне нравится. Не кидайся в очередную авантюру. Подумай, что нравится тебе! Что тебе нравится делать?
Саша завис, а потом сказал:
— Мы же уже с Эдиком договорились…
— Да наплевать на Эдика! Я о тебе сейчас думаю. У него есть своя жена. Так… ну вот, ты собрал дома новую кухню, понравилось тебе? Хорошо собрал!
Саша подумал и сказал:
— Да. Понравилось. Ковыряешься себе с музыкой в наушниках. А потом красота такая… очень понравилось, Ал. А что?
— Зарабатывай этим!
— Как?!
— Молча! Обучись и вперед!
— Ладно… а деньги на обучение?
— Вот на обучение, дорогой, я тебе дам с удовольствием! У меня есть наследство. От деда.
— Ого! У меня богатая наследница в невестах?
— А то!
Они обнялись. Саша притих. Думал, что ему, кажется, и правда повезло!
Он обучился сборке мебели. Кухонь и прочего. Алла купила ему инструменты. А будущая тёща подарила машину. Ладу десятой модели, но машину! И Саша стал добытчиком. Как-то все были рады. И сам Саша, и Алла. И Ольга. И даже Ксюша, которой Саша таскал подарки.
Алла забеременела, и Саша помчался… за кольцом. Привез, сияя, сделал предложение. Они с Ольгой Георгиевной выпили от души за помолвку. А Аллу так тошнило, что она на накрытый стол и смотреть не могла. Завидовала и злилась. Потом смотрела на кольцо с камнем и её отпускало. И даже тошнило вроде как поменьше.
Они подали заявление и ждали, когда их распишут. И тут объявилась Марина. Она позвонила:
— Чего, всю жизнь дуться будем?
— Ты же дуешься. – сказала Алла.
— Да нифига. Я не дуюсь. Рада слышать тебя. Мир?
— Прости меня, Марин!
— Ерунда! А я замуж выхожу! Придешь?
— За перспективного? – спросила Алла с сарказмом.
И они покатились со смеху.
— Так придешь?
— Если только со своим.
— С перспективным? – в тон Алле спросила Марина.
— Змея! – незло сказала Алла.
— От змеи слышу.
Жених Марины был бизнесменом. Настоящим. Ну и повезло ей, и слава Богу. И свадьба была пышной и яркой. Все поздравляли молодых. Отличился Саша. Он взял у ведущего микрофон и сказал:
— Маринка, спасибо тебе… за Алку. За всё, в общем, спасибо! Ждем теперь вас у нас на свадьбе.
Когда Саша говорил: «За всё», Марина поняла, конечно. За то, что она его выгнала. В нужный момент.
Марина отсалютовала бокалом шампанского, пока гости не начали кричать «Горько!» — у нас это любят. Алла тоже подняла бокал. С морковным соком – только его она могла пить сейчас без тошноты. А ведь у неё, кажется, и правда получилось… она смогла!