— Юля, да ты в своем уме?! Куда мы его с собой возьмем?! Там комары и слепни одни. Да и мы туда все же не отдыхать едем. Всю картошку за день нужно выкопать, дальше дожди будут! — Анна Дмитриевна в сердцах почти кричала на дочь Юлю по телефону.
…Отношения между ними в последнее время между и так не особенно ладились, да тут еще дочь собралась внука на неделю привезти, когда самый сезон — и дома нужно успеть, и в огороде, да еще съездить в коллективный сад поле картошки выкопать.
— Что же это такое-то?! Отец, ты меня слышишь? Годы у нас уже не те. Неужели дочь не понимает и совсем считаться с нами не собирается? — говорила Анна Дмитриевна не то себе, не то мужу, сидевшему за кухонным столом.
— Ну чего ты опять разбухтелась? — нехотя спросил Александр Павлович.
— Юлька Вадика завтра с нами хочет на картошку отправить, представляешь?! — пожаловалась Анна Дмитриевна.
— С чего бы это? Выходной ведь завтра? — переспросил супруг.
— Да откуда я знаю! Надо им куда-то уехать срочно, а ребенка, кроме как к нам, не к кому пристроить. Родители зятя с внуком раз в полгода видятся, а мы… — отмахнулась Анна Дмитриевна.
— Ну ладно, свой ведь внук-то. Возьмем его с собой на картошку, пять лет — не такой уж и маленький. Только вот ко скольки привезут они его… Мы то в шесть утра выезжать хотели.
На следующее утро Александр Павлович и Анна Дмитриевна проснулись в пять утра. Наскоро позавтракали и начали собираться.
— Ты давай пока ведра и лопаты в машину сложи. А я нам поесть припасу и Вадику кое-что, если уж с нами его надумали отправить.
— Хорошо. — утвердительно кивнул Александр Павлович и вышел на улицу собирать инвентарь в багажник.
Прошло полтора часа. Дочь даже не удосужилась позвонить. Анна Дмитриевна набрала мобильный Юли: гудки идут, но никто не отвечает.
— Да что же это такое, а?! Ну ведь сказала, что поедем рано. — ворчала она.
— Ладно тебе причитать-то… может они как раз в дороге.
Прошло еще полтора часа. Анна Дмитриевна нервно поглядывала на часы. Вдруг раздался звонок от дочери.
— Алло, мам, мы проснулись сейчас я завтрак приготовлю, Вадик покушает и приедем. — протянула Юля сонным голосом.
— Юль, ты вообще в своем уме?! Я же тебя еще вчера предупредила!
— Мам, ты серьезно думала ребенка в шесть утра туда тащить?! Сейчас мы привезем его и поедите, никуда ваша картошка не убежит. Вообще с этим садом давно пора заканчивать!
— Ну конечно! Только вы от картошки ни разу не отказались! — не удержалась Анна Дмитриевна.
— Мама, знаешь что, мы вообще может не брать вашу картошку и Вадика не повезем сегодня! Если вам мешок картошки роднее единственного внука…
Анна Дмитриевна хотела было возразить дочери, но та бросила трубку.
Подождали еще час. В итоге в сад поехали только в половине десятого, а внука им так и не привезли.
Прошло несколько дней. Юля не звонила. Анна Дмитриевна уже начала ругать себя за то, что так обошлась с дочкой и внуком.
В пятницу вечером Анна Дмитриевна и Александр Павлович собрались в гости — соседи позвали на юбилей. Не то чтобы сильно им хотелось идти, но обижать хороших людей тоже не гоже. Уже стояли в прихожей, последние приготовления… Вдруг раздался звонок в дверь.
— Кто это? Вроде никого не ждем… — удивилась Анна Дмитриевна.
— Сейчас посмотрим. — спокойно сказал Александр Павлович и пошел открывать входную дверь.
На пороге стояла Юлия с мужем Сергеем, который на руках держал Вадика. Как ни в чем не бывало, Юля с порога заявила:
— Мам, привет! А вы куда это такие красивые намылились? Или уже пришли откуда-то?
— Ну, встречайте внука, бабушка и дедушка. — Сергей вошел в дом, не разуваясь, и ловко передал маленького сынишку в руки обескураженному дедушке.
Первой в себя пришла Анна Дмитриевна:
— Юль, а вы чего даже не позвонили-то нам, не предупредили? Мы вообще-то к Воронцовым на юбилей опаздываем…
— Мам, а я к себе домой теперь должна только по звонку и по приглашению что ли приезжать?! Ты ничего не перепутала? — возмущенно сказала Юля.
— Дочь, а ты ничего не перепутала?! У нас с отцом вообще-то планы свои тоже могут быть и дела какие-то…
— Дедушка, пойдем скорее в машинки играть! — вмешался в разговор взрослых маленький Вадик.
Александр Павлович даже не нашелся что ответить внуку — вроде уже собрались на юбилей, а тут такой поворот. Осталось только растерянно развести руками.
— Мам, ой, я тебя умоляю! Какие у вас планы-то?! У пенсионеров? К этим Воронцовым… Они вас пригласили специально, чтобы с вас подарок какой-нибудь подороже стрясти. Ну неужели вам какая-то пьянка с соседями дороже собственного внука?! Разве семья не главное? — не унималась Юля.
Тут в разговор жены и дочери вмешался глава семьи:
— Юль, а вы сами-то куда собрались?!
— Пап, да ты понимаешь, Сереже путевку на два дня в санаторий дали на работе. Ну тур выходного дня. Мы сегодня туда уедем, а в понедельник до обеда вернемся снова в город.
— Да, представляете, путевка вообще по дешевке досталась, буквально за пятнадцать процентов от полной стоимости отхватили. Нашему шефу там короче дали, а у него дела какие-то… — вмешался в разговор Сергей.
— Сережа, ты меня конечно извини, но перед тем, как такие решения принимать, нужно было основательно подумать. У тебя вообще-то есть сын маленький, а это ответственность какая-никакая!!! — не удержалась Анна Дмитриевна.
— Ой, мам, к вам что ни приедешь, вы вечно все по каким-то делам бежите. Надоело уже! — Юля начинала постепенно выходить из себя.
— Сереж, а что к своим родителям не отвез?! — обратилась Анна Дмитриевна к зятю.
— Ой, а у меня мама с папой только с отдыха вернулись, ну сами понимаете, перелет и все такое… Устали в дороге, я не очень хочу их перегружать, все-таки возраст… — ответил Сергей.
— Ну конечно, а мы, значит, лошади ломовые тут!!! — Анна Дмитриевна даже сама почувствовала, как переходит с относительно спокойной речи на истеричный крик.
В скандал снова решил вмешаться сам Александр Павлович.
— Ну ладно, чего ругаться теперь, если уж привезли. Оставляйте мальчишку, сейчас я Воронцовым позвоню и объясню ситуацию.
— Спасибо, пап! — Юля тут же переменилась в голосе, махнула Сергею рукой и открыла входную дверь.
Через несколько секунд ни Юли, ни Сергея в квартире уже не было. Как ветром сдуло. А Александр Павлович, как и хотел, позвонил соседям, извинился за сложившиеся обстоятельства.
Утром Анна Дмитриевна пошла в магазин. Если внука привезли, нужно приготовить что-то повкуснее. Заодно захватила купленный подарок, чтобы отнести Воронцовым — если купили, нужно все же подарить.
— Ой, Анюта, проходи! Мы вчера так расстроились, что вы не пришли, так ждали вас. Столько хорошего на вечере было, молодость вспоминали, и потанцевали. — обрадовалась соседка.
— Поздравляю, Галочка! И я так хотела прийти. Вот подарок вам принесла. С юбилеем, вы с Анатолием такая пара хорошая. Поздравляю! — Анна Дмитриевна протянула коробку с подарком.
— Ну спасибо! Если уж пришла, просто так тебя не отпущу, пойдем пить чай с тортом, я сама пекла.
— Нет, Галь, не могу. Там Саша возится с Вадиком. Я только в магазин и обратно.
— Ну хоть на пятнадцать минуток зайди. — настаивала соседка.
Отказываться было как-то не особенно удобно и Анна Дмитриевна согласилась зайти на чай. Соседка разлила чай по чашкам, отрезала два кусочка самодельного торта.
— Ань, а чего вам так внезапно внука-то привезли?! — поинтересовалась Галина.
— Ой, даже и не спрашивай. Какой-то тур выходного дня в санаторий зятю дали, вот они и сорвались! — отмахнулась Анна.
— И все-то?! А чего же к своим родителям мальчика не отвез?! — искренне удивилась соседка.
— Ну что ты! Те только из Турции или еще откуда-то приехали, все уставшие с дороги. Своих-то он бережет!
— Вот именно, Анюта! Себя они любят, и родителей своих он бережет, а вы?! Они же просто манипулируют вами при помощи ребенка! Так же нельзя!
— Галя… Ты права, но я даже и не знаю что делать… — расстроено произнесла Анна Дмитриевна.
— Я тебе, соседка, так скажу. Родственные связи — это, конечно, хорошо. И помогать детям с внуками тоже, безусловно, надо. Но! Позволять об себя вот так ноги вытирать, просто непозволительно. Тебе нужно обозначить это детям и научить себя уважать.
…В понедельник утром зять приехал за внуком. А уже в субботу снова звонок от Юли.
— Мам, мы к вам сейчас Вадика привезем, нам в торговый центр смотаться надо.
— Извини, дочка, не получится сегодня. Мы сами с отцом по магазинам собрались, надо кое-какую одежду на осень прикупить.
— Мам, тебе какие-то магазины и тряпки дороже собственного внука?! — начала Юля привычную психологическую атаку.
— А тебе?! — поинтересовалась Анна Дмитриевна.
— Чего мне?! — не сразу поняла Юля.
— Ну ты ведь тоже в магазин собралась ехать. Значит, по твоей логике, тряпки дороже собственного сынишки.
— Знаешь что, мама! С тобой стало невозможно разговаривать! — Юля не договорила и бросила трубку.
Месяц ни от Юли, ни от Сергея звонков не было. Анна Дмитриевна и Александр Павлович тоже не звонили, хотя за это время по маленькому Вадику очень соскучились.
В субботу вечером у Анны Дмитриевны зазвонил мобильный телефон. На экране высветилось имя дочери.
— Да, Юля. — ответила спокойным голосом женщина.
— Мам, привет. Я тебя не отвлекаю? — поинтересовалась Юля.
— Да нет, ну что ты?! Случилось что?
— Мам, вы на девятнадцатое число свободны будете? Может быть вы посидите с Вадиком, если у вас ничего не запланировано?
— Так, девятнадцатое суббота будет… Нет, ничего не планировали. Только двадцатого вечером забирайте, мы в область двадцать первого поедем в городскую больницу с отцом.
— Ну конечно. Спасибо, что не отказала. Мы думали, вы Вадюшу больше и не возьмете….
— Да что ты, Юленька, мы вас любим. Просто иногда есть и свои планы. Мы же тоже люди…
Анна Дмитриевна положила трубку. Она была довольна собой и тому, что последовала совету соседки Галины. Все-таки у всех свои интересы и планы, с которыми окружающим нужно считаться, вне зависимости от степени родства.